Цвет является таким же весомым элементом композиции фотографии, как форма, линия, объем и фактура. Яркие насыщенные цвета главным образом привлекают к себе взгляды зрителей. Это следует использовать для акцентирования внимания на главных элементах снимка. И наоборот, необходимо избегать появления ярких цветных пятен на периферии кадра, так как они будут отвлекать внимание, нарушать гармонию цветового решения композиции.
Теплые и контрастные цвета
Объекты в теплых оттенках цветов кажутся ближе расположенными, чем есть на самом деле. Поэтому они в большей степени привлекают внимание, чем объекты холодных цветов. Контраст цветов может казаться не менее драматичным, чем тональный контраст. Оранжевая листва на фоне синего темного неба позволяет создавать эффект трехмерного снимка.
Контрастные цвета, которые располагаются на противоположных сторонах цветового круга, обеспечивают создание напряжения, увеличивая при этом динамику и драматизм композиции. Цвета, которые близки друг к другу, единая цветовая гама восприятия обеспечивают ощущение уравновешенности и спокойствия.
Не всегда необходимо стремиться к получению многообразия оттенков. Ведь чрезмерная пестрота может утомить глаза. Нередко самыми гармоничными являются те фотографии, которые содержат один или два доминирующих оттенка, в то время как более яркие дополнительные цвета включены в общую картину только в качестве незначительных пятен, которые играют роль опорных точек для зрительного восприятия. Сила композиции в простоте цветов.
Цветные и черно-белые снимки
Черно-белые и цветные фотографии – это два абсолютно разных способа передачи окружающей действительности. При этом ни один из них не может считаться более совершенным или более примитивным, чем другой. Каждый способ по-разному отражает мир и требует от фотографа кардинально разного видения реальности.
Тот факт, что фотоаппарат по умолчанию производит цветные кадры, совершенно не избавляет вас от потребности задумываться о цвете. Ведь цвет должен быть обоснованным и значимым. Если цветовое решение композиции не имеет значения для снимка, то не стоит от него избавляться. Нужно спросить у себя: сможет ли цвет улучшить кадр? Если ответ отрицательный, то он только ухудшит фотографию.
Стоит предостеречь фотографов и от другой крайности – нельзя все подряд фотографии конвертировать в черно-белый, надеясь, что это поможет сделать кадры более элитарными или душевными. Если ваши фотографии вам кажутся недостаточно творческими, то обработка им вряд ли поможет. А если вы и решаете использовать черно-белый вариант для маскировки каких-либо дефектов освещения или неправильного баланса белого, то будет разумнее в первую очередь заняться улучшением не самих фотографий, а своих навыков как фотографа.
В цвете намного проще получить приятный кадр, но намного сложнее создать снимок, потрясающий, так как мы привыкли к миру в красках, и нам необходимо нечто действительно уникальное, чтобы удивить зрителей.