Пожалуй, многим известно, что изображение может исказиться даже от простого оконного стекла, однако к подобным искажениям мы привыкли, для нас они воспринимаются как норма. Куда хуже обстоят дела с объективами для фотокамер, в которых линзы вовсе не плоские, и их намного больше одной. Любопытно, что на компактных фотокамерах ситуация еще более усугубляется, поскольку там размеры стекла гораздо меньше, чем на зеркальных фотоаппаратах.
Почему возникают оптические искажения?
Проблема с оптическими искажениями появилась с выпуском самих объективов. Если вы смотрели когда-то в кривые зеркала, вы поймете, к примеру, в автомобилях нередко делают выгнутые зеркала, расширяющие угол обзора и одновременно искажающие объекты. Примерно такой же эффект наблюдается в объективе камеры – в качестве примера можно сделать снимок листа бумаги в клеточку, а затем рассмотреть его в графическом редакторе, и вы обнаружите, что клетки слегка кривые.
В целом, если искажения небольшие, то здесь особой проблемы нет, однако когда объект, находящийся в центре кадра раздувается из-за уменьшения или сужения объектов, расположенных по краям, в этом мало приятного. Отлично, если вы будете снимать портрет, когда в центре кадра расположено лицо, а если вам приходится фотографировать в полный рост девушку, которая комплексует из-за полной фигуры? В этом случае вам поможет только Adobe Photoshop.
Криволинейные искажения
Существует несколько типов криволинейных искажений. Самым распространенным из них является бочкообразное. Оно появляется при применении ультра-широкоугольного объектива, может приводить к выпуклости прямых линий. Данный эффект становится более очевидным во время съемки с применением объектива «рыбий глаз», в котором подобные деформации остаются без исправлений, поскольку дизайнеры желают намеренно получить такой эффект. Этот прием используется для получения как можно более широкого угла обзора.
А вот подушкообразное искажение появляется при применении длинных телескопических объективов. При этом линии становятся вогнутыми. Эффект обычно не слишком заметен, если фотографируете прямоугольный объект фронтально. А при масштабировании становятся заметными признаки искажений, в которых изображение становится бочкообразным или похожим на подушку.
Чего остерегаться?
Самой большой проблемой в фотографии с применением современной зеркальной камеры является хроматическая аберрация. Так как мы меняем масштаб при съемке, то на изображениях появляется цвет окантовки, особенно в тех областях фотографии, где присутствует заметный цветовой контраст. Для фотоаппарата с пленкой подобное искажение не является характерным, его можно увидеть только при существенном увеличении кадра.
Искажения чаще можно увидеть при съемке с объективами с разными фокусными расстояниями, особенно они будут выражены на самом большом расстоянии. Хроматические аберрации для некоторых моделей более характерны, а для других менее.